cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Предметно-развивающая среда ДОУ

Образовательная среда дошкольного учреждения отвечает всем требованиям ФГОС ДО, носит характер развивающей, вариативной, трансформируемой, доступной, полифункциональной, безопасной и комфортной для пребывания детей. Сотрудники организации тщательно подходят к моделированию развивающего пространства, ориентированного на адекватные возрасту формы сотрудничества  с детьми и их самостоятельной деятельности и учитывающее возможности индивидуализации образовательного процесса.

Материально-техническая база детского сада представлена оснащением помещений для ведения образовательной деятельности разнообразными материалами, оборудованием и инвентарем (в здании и на участке) и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую двигательную активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением и возможность для самовыражения.

Для успешной организации образовательной деятельности используются групповые помещения, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, изостудия, спортивный зал, тренажерный зал, сенсорная комната, методический и медицинский кабинеты.

На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадки для прогулок, наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (клумбы, зелёная зона), спортивный стадион.

Кроме того образовательное пространство детского сада включает холлы, имеющие тематические оформление.

- холл «По просторам Алтая», где дети могут увидеть сменяемость природных зон и особенности природных условий родного края;

- холл «В глубинах океана» позволяет окунуться в жизнь моря и познакомиться с его обитателями;

- тематический холл «Зеленая планета» дает педагогам возможность для формирования у детей экологических представлений и основ экологической культуры;

- еще одним тематическим пространством, характерным для железнодорожного детского сада и позволяющим осуществлять профориентацию подрастающего поколения, является холл «От паровоза до сапсана». Здесь дети вместе со взрослыми могут проследить историю развития железных дорог и увидеть разнообразие вокзалов Западно-Сибирской железной дороги.

Одной из значимых задач педагогической теории и практики является развитие художественно-творческих способностей детей. Для этого в детском саду оборудована изо-студия «Симфония красок», где детям предоставляется возможность проявить свое творчество множеством способов и при помощи разных материалов: помимо традиционных карандашей, красок и т.д. им предлагается создать яркие образы в технике «эбру», «батик», нарисовать цветными опилками или шерстью, попробовать себя в гончарном искусстве. В группах присутствуют столы для песочной анимации и интерактивная песочница, что позволяет педагогам в непосредственной и увлекательной форме вовлечь детей в образовательный процесс,  создать условия для самовыражения.
В музыкальном зале имеется музыкальный центр, стереосистема, цифровое пианино, проектор, экран, компьютер, микшер, зеркальный шар. Большая фонотека и аудиозаписи позволяют целенаправленно использовать технические средства обучения. Имеются все необходимые пособия, атрибутика, а также методическая литература по музыкальному воспитанию детей. В арсенале музыкального зала: металлофоны, ксилофоны, цимбалы, трещотки, треугольники, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, бубенцы, погремушки и др.

Немало важным является обеспечение здоровья подрастающего поколения. Дошкольное учреждение стремится к организации такой социокультурной среды, которая, с одной стороны, позволит ребёнку удовлетворить потребность в познании ценностей культуры здоровья, освоению безопасности жизнедеятельности и культурных традиций, с другой стороны, создаст условия для самостоятельного конструирования  собственного образа «Я».

Поддержать, сохранить и укрепить здоровье воспитанников позволяет организация занятий физкультурой. Все спортивное оборудование соответствует педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям и включает:

- спортивный стадион: имеет специальное покрытие, баскетбольные стойки, футбольные ворота,  волейбольную сетку, беговую дорожку, трибуны, «тропу здоровья» и спортивный комплекс;

- спортивный зал: имеет качественный наливной пол с разметкой, шведские стенки, баскетбольные стойки, маты для страховки,  мягкие модули различной конфигурации, фитболы, коррекционные мячи «Арахис», гимнастические скамейки, спортивный инвентарь для организации подвижных и спортивных игр, ОРУ (мячи разных размеров, ленты, скакалки, обручи и т.д.)

- тренажерный зал оборудован спортивным комплексом (кольца, канат, веревочная лестница, лестница для лазания), матом для страховки,  вело-тренажерами, беговая дорожка, педальный тренажер, ортопедической дорожкой и т.д.

Помимо сохранения физического здоровья приоритетным является и создание эмоционального и психологического комфорта воспитанников. С этой целью в детском саду оборудована сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами: воздушно-пузырьковые колонны с мягкой платформой и «Зеркальный обман», напольный фибероптический модуль "Волшебный фонтан", пучок фиброоптических волокон в мягком основании, модуль «Солнышко», фибероптическая настенная занавесь, напольный и настенный фибероптические ковры "Звездное небо" интерактивная панель "Цветные фигуры-4", волшебная нить с контроллером, сухой бассейн с подсветкой, музыкальный центр с набором дисков, проектор для создания визуальных эффектов. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие, что дает возможность для обогащения эмоционально-чувственного опыта детей через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, способствует  научению  навыкам саморегуляции и релаксации.

При организации развивающей среды групповых помещений учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, что способствует созданию условий для их комфортного пребывания в детском саду. Групповые пространства разделены на 3 зоны:

- зону активности, оснащенную необходимым спортивным инвентарём, атрибутами для подвижных игр, картотеками, методическими материалами;

- спокойную зону, предназначенную для спокойных игр и уединения;

- учебную зону, включающую материалы для организации деятельности познавательно-исследовательского цикла.

Расположение и оснащение этих зон грамотно продуманы, не имеют четких границ, что дает возможность для трансформирования и варьирования образовательного пространства с целью повышения эффективность образования.

В детском саду созданы современные материально-технические условия

Библиотека детского сада располагается в методическом кабинете,  в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
Методическая литература по всем направлениям в рамках реализации  ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

Детская художественная литература(фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.);

Периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы "Дошкольная педагогика",  "Обруч. Образование, ребенок, ученик", «Воспитатель ДОУ», «Методист дошкольного образовательного учреждения», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Инструктор по физкультуре», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», "Логопед" с библиотекой и с приложением "Учебно-игровой компплект", «Справочник педагога-психолога. Детский сад»).

 Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется. Обновляется оснащенность наглядным  материалом и  дидактическими пособиями.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Условия питания воспитанников,

 в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад обеспечивает детей    4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с 10-ти дневным меню, утвержденным заведующим.  При организации питания учитываются возрастные нормы физиологических потребностей детей в основных пищевых веществах и энергии. Организация питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляется работниками детского сада в соответствии c  действующими СанПиН 2.4.1.3049-13. Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность; хранятся с соблюдением требований СанПиН. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим  оборудованием, производственным инвентарем,  посудой. 

Условия охраны здоровья воспитанников,

в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении  ведется систематическая работа по укреплению здоровья детей, в том числе для детей с ОВЗ. В детском саду соблюдаются условия безопасности жизни детей,  регулярно ведется  контроль по выполнению инструкций об охране жизни и здоровья детей. В начале и конце  учебного года медицинской сестрой и  инструктором по физической культуре проводится обследование физического развития детей, измерение антропометрических  данных.  В течение года детям оказывается доврачебная помощь, проводится диспансеризация детей.  Медицинский кабинет оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. В группах имеется аптечка неотложной помощи. Во всех группах, в музыкальном и  спортивном залах имеются бактерицидные лампы.

Условия доступности, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Возможность беспрепятственного входа и выхода в здание и  на территорию учреждения, передвижения по территории  ДОУ инвалидов и лиц  с  ОВЗ, безопасные игровые площадки на улице, спортивный стадион.

- Выделены стоянки автотранспортных средств для инвалидов.

- Наличие вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля.

- На центральном входе функционирует кнопка вызова сотрудников, установлен пандус для маломобильных групп населения.

- Адаптация официального сайта для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).

- В здании для  удобства передвижения лестницы оборудованы  удобными поручнями.

- Степень освещенности  в групповых комнатах соответствует  действующим СанПиН 2.4.1.3049-13.

- Мебель в   групповых комнатах расставлена в соответствии с действующими СанПиН 2.4.1.3049-13.

- Наличие педагогических работников, имеющих образование и квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В ДОУ разработан Паспорт доступности, определены  мероприятия по созданию условий доступности дошкольного учреждения и предоставляемых услуг в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Основные документы