cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткая презентация Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
РЖД детского сада № 48
Адаптированная образовательная про грамма дошкольного образования для обучающи хся
с тяжелыми нарушениями речи РЖД детского сада № 48 (далее – Программа)
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022
г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной обра зовательной программой
дошкольного образования ( Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможнос тями
здоровья" ) (далее –АОП ДО). Срок действия образовательной программы не ограничен,
программа действует до принятия новой.
Нормативно -правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на пери од до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 08 августа 2024 г. № 329 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999 -р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано
в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России
6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовате льным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 « Санитарно -эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитар ного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
‒ СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

Страница 2

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от
28.01.2021 г.
‒ Устав РЖД детского сада № 48;
‒ Программа развития РЖД детского сада № 48;
‒ Учебный план;
‒ Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в образовательной
организации (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав,
реализующий воспитательную деятельность.
‒ Положение о психо лого -медико -педагогическом консилиуме (ППк) ДОУ.
- Основная образовательная про грамма дошкольного образования РЖД д етского
сада № 48 ;
- Положение о психолого -медико -педагогическом консилиуме (ППк) ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию кор рекционно -образовательного
процесса в группах для дете й с тяжелыми нарушениями речи (Т НР) РЖД д етского сада №
48 с детьми от 5 до 7 лет.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и ор ганизационны й.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Соде ржательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально -коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие;
физическое развитие; формы, спо собы, методы и средства реализации программы,
которые отражают аспекты образовательной среды: предметно -пространственная
развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; систе ма отношений ребенка к
миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно -развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовате льных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно -ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимо действие с педагогически м работником и
другими детьми).
4. Познавательно -исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами ак тивности ребенка, как:
восприятие худ ожес твенной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бум агу,
природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация) ;
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально -ритмические движения, игры на дет ских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) форма активно сти ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно -развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ТНР в социум.
Программа к оррекционно -развивающей работы:

Страница 3

1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основн ой
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного
возраста с ТНР , удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого -педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка с ТНР , особенности организации развиваю щей
предметно -пространственной среды, календарный план воспитательной работы с
перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы РЖД д етского сада № 48 .
Объем обязательной части адаптированной образовательной программы составля ет
60% от ее общего объема. Объем части адаптированной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составля ет не более 40% от ее
общего объема.
Программа также содержит рекомендации по разв ивающему оцениванию
достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития
обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы
Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации
направл ена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри
образовательного процесса.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Именно поэтому главными целям и
взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного
возраста являются:
 Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укреп ления здоровья детей дошкольного возрастов;
 Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) Инфо рмирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе , реализуемой в ДОО;
2) Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого -педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
3) Способствование развитию ответственного и ос ознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
5) Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Направления педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся:
1) Диагностико -аналитическое направление включает по лучение и анализ данных о

Страница 4

семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка; об уровне психолого -педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результат ов
проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2) Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей дошкольного возрастов; вы бора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о
государственной политике в области до, включая информирование о мерах господдержки
семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в
ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей ) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях
семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; спос обам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми дошкольного возрастов; способам организации и участия в
детских деятельностях, образовательном процессе и другому. Совместная
образовательная деятельность педагогов и родителей (законных п редставителей)
обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных
задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку
образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей дошкольного
возрасто в; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Режим работы детского сада представляет годовой цикл: с сентября по май –
воспитательно –образовательная работа; с июня по август – летнее -оздоровительная
работа. Пятидневная рабочая неделя с 1 0,5 часовым пребыванием детей с 7. 30 до 1 8.00
часов. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Программ а для обучающихся с ТНР разраб отана с учетом особенностей развития и
особых образовательных потребнос тей обучающихся указанн ой групп ы.