Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
1
Вариативная примерная адаптированная основная образовательная пр ограмма
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
Автор учитель -ло гопед
высшей квалификационной
категории, отличник народного
образования Н. В. Нищева
Санкт -Петербург
ДЕТСТВО -ПРЕСС
2015
Страница 2
2
Ре цензенты :
И. А. Смирнова — канд. пед . наук, доцент кафедры общей и специальной
педагогики Института специально й педагогики и психологии им. Р. Валленберга (г.
Санкт -Петербург) ;
А. С. Сунцова — канд. пед. наук, доцент, заместитель директора Института
педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного
университета (г. Ижевск, Республика Удму ртия) ;
С. В. Коноваленко — канд. психологических наук, учитель -логопед высшей
квалификационной категории, педагог -психолог высшей к валификационной категории
(г. Мос ква );
Л. С. Вакуленко — канд. пед. нау к, учитель -логопед высшей квалификационной
категории, заведующий по инновационному направлению деятельности, старший
воспитатель ГБДОУ № 62 Приморского района Санкт -Петербурга;
И. В. Скосырева — учитель -логопед высшей квалификационной категории,
председатель методического объединения учителей -логопедов ( г. Сы ктывкар,
Республика Коми ).
«Вариативная п римерная адаптированная основная образовательная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет »
представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированн ую,
четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для
реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности детского
сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет ,
и полностью соо тветс твующую требованиям Федерального государственного стандарта
дошкольного образования . В программе представлены рекомендации по организации
режима дня, построению предметно -пространственной развивающей среды; выстроены
система ко ррекционной и образовате льной работы в каждой из пяти образовательных
областей для каждой из возрастных групп , предложена систе ма педагогической
диагностики индивидуального развития детей . Методический комплект к программе
включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал,
рабочие тетради.
Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений
комбинированного и компенсирующего вида.
Из рецензий и отзывов
Целостность программы обеспечивается включением основных направлений
педагогического п роцесса в ДОУ (диагностического, коррекционно -компенсирующего,
разв ивающего и других).
Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все
виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено
организ ации предметно -развивающей среды.
Зам. директора Института педагогики,
психологии и социальных технологий
Удмуртского государственного
университета, канд. пед. наук, доцент
Сунцова А. С
Страница 3
3
Структура и содержание программы согласуются с требованиями,
предъявл яемыми к зад ачам и содержанию общеобразовательных программ.
Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного
возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также
требований, предъявляемых к уровню знаний и умений д етей, поступающих в школу.
Доцент кафедры общей и специальной педагогики
Института специальной педагогики и психологии
им. Р. Валленбега (Санкт -Петербург) ,
канд. пед. наук Смирнова И. А.
Особую ценность представляет подробно описанный автором с истемный подход
при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными
усилиями всех субъектов коррекционно -развивающего процесса — учителя -логопеда,
педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Представленная в программе система работы поз воляет не только осуществлять
коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать
совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает
возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основ ы
культуры личности, развивать интеллектуально -волевые качества и психические
процессы.
Заведующий по инновационным направлениям деятельности,
старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 62»
Приморского р-на Санкт -Петербурга,
учитель -логопед высшей квалифи кационной категории,
канд. пед. наук Вауленко Л. С.
Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей
психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь
ребенка -дошкольника, охватывает все сферы его деятельн ости.
Учитель -логопед высшей квалификационной категории,
педагог -психолог высшей квалификационной категории,
кандидат психологических наук,
Коноваленко С. В., г. Москва
Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и
преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных
образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь
всех специалистов педагогического и медицинского перс онала ДОУ в коррекционно -
развивающей работе.
Учителя -логопеды Андриянова Е. Ю.,
Сырчина О. А., учитель -дефектолог,
тифлопедагог Шадрова Н. Л. МБДОУ
детский сад № 164 «Золотой петушок», г. Новосибирск
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического
наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ре бенку
опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное
Страница 4
4
развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно -развивающей работы в
группах для детей с общим недоразв итием речи.
Учитель -логопед Воронина Л. П.
МДОУ детский сад № 152, г. Мурманск
Программа и методический комплект к ней широко используются в практике
работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми,
востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми
дошкольного во зраста с общим недоразвитием речи.
Руководитель методического объединения
учителей -логопедов г. Сыктывкара,
стар ший логопед МДОУ детский сад № 61 Скосырева И. В.,
учитель -логопед Бараксанова О. В.
Страница 5
5
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснит ельная записка
1.2. Цели и задачи программы. Педагогичес кие принципы построения программы
1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные
коррекционно -развивающие занятия
1.2.2 . Взаимод ействие с семьями воспитанников
1.2.3 . Инкл юзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
(ОНР)
1.2.4 . Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Целевые ориен тиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Планируемые результаты. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Планируемые результаты. Средний дошкольный возрас т (с 4 до 5 лет)
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
1.4. Педаг огическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного
возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Дошкольный возраст (с 4 до 7 лет)
2. Содержательный раздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениям и речи (общим недоразвитием
речи)
2.2. Содержание образовательных обла стей программы. Коррекционная ,
образова тел ьная, игровая , досуговая деятельность
2.2.1. Образовательная область «Речевое развитие »
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средн ий дошкол ьный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Ста рший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.2.3. Образовательная область «Социально -коммуникативное развитие»
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возр аст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.2.4. Образовательная область «Художественно -эстетическое развитие»
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Страница 6
6
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых
упражнений, иллюстративного материала, литерат урных и музыкальных произведений
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный воз раст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
2.5. Культурно -досуговая деятельность
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний до школьный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
3. Организационный раздел.
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
3.2. Система коррекционной и образователь ной деятельности
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов
Младшая группа (с 3 до 4 лет)
Средняя гру ппа (с 4 до 5 лет)
Старш ая группа (с 5 до 6 лет)
Подготовительн ая к школе группа (с 6 до 7 лет)
3.4. Организация развивающей предметно -пространственной среды. Игровое
оборудование
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
Средний до школьный возраст (с 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший до школьный возраст (с 6 до 7 лет)
3.5 . Рекомендации по написанию части основной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования , формируемого участниками
образовательных отношен ий
3.6 . Методический комплект к программе
3.7 . Специальная и методи ческая литерату ра
Страница 7
7
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«П римерная адаптированная основная образовательная пр ограмма для детей с
тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет » является
инновационным программным документом для дошкольных образовательных
учреждений комбинированного и комп енсирующего видов . Програм ма составлена в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным
государственн ым образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией
ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и
развития де тей , Декларацией прав ребен ка, Санитарно -эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и
специальной педагогики и психологии.
Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой
в истории отечественной ко ррекционной дошкольной педа гогики создания комплексной
программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с
трех до семи лет и их родителей .
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти
образовательных облас тях для всех специалистов, работающих в группах
комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и
психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи). В программу включены тематическое пл анирование работы
специалистов , примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений,
содержание культурно -досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в
соответствии с Федеральным государственным станда ртом.
В Программе даны рекомендации п о созданию и оснащению предметно -
пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом
помещении. В соответствии с Программой предметно -пространственная развивающая
среда в кабинете -логопеда и в групповом помещении обеспечивает максималь ную
реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого
ребенка, охра ны и у крепления их здоровья, уче та особенностей и коррекции недостатков
их развития. Развивающая предметно -пространственная среда в соответствии с
Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также
возможности для уединени я. Она обеспечивает реализацию Програ ммы, учет возрастных
и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению
взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотру дничества с
семьями восп итанников .
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального
развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики,
представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4
до 7 лет) учителем -лого педом. В методический комплект включен стимульный материал
для проведения диаг ностики учителем -логопедом. Так же в методический комплект
Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса
во всех возрастных группах, разработанные кандидатом педагогических наук Н. В.
Верещагиной.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического
комплекта, списки специальной и методической литературы.
Страница 8
8
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно -
развивающей раб оты в соответствии с программой является комплексно -тематический
подход , обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное
многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и
актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, сог ласуется с задачами всестороннего
развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно -развивающей
работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех
специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в р амках общей
лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения,
индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во
внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает разв итие его
мыслительной деятельности и умственной а ктивности.
Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе
разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые
педагогам методические пособия, наглядно -дидактичес кий материал, дидактические
настольно -печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой,
мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для
родителей, рабочие тетради.
В работе над образовательной областью «Художе ственно -эстетическое развитие»
(музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе
над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие р уководитель
физического воспитания высшей кв алификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК
Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.
Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет
творчества» ( СП б., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2011).
В 2006 году Программа коррекционно -развивающей работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена
Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт -Петербург) и
реком ендована к использованию в образовательных у чреждениях.
В 2012 году Примерная программа коррекционно -развивающей работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была
рассмотрена Экспертным научно -методическим советом Академии постдипломного
педагогического образования (Санкт -Петербург) и допущена к использованию в
образовательном процессе в образовательных у чреждениях.
На протяжении последних восьми лет П рограмма в первой и второй редакциях
осваивалась учителями -логопе дами Санкт -Петербурга и Ленинградской области,
Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Казани и Республики Татарстан;
Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми;
Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екате ринбурга, Свердловской и
Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Нового
Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области,
Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана и
Курганской области, Краснодара и Краснодарского края. В этих регионах автором
неоднократно проводились семинары для учителей -логопедов и других специал истов,
работающих по программе.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционн ой
и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания
комплекса коррекционно -развивающей и образовательной деятельности в группах
комбинированной и к омпенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
Страница 9
9
нарушениями ре чи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей
данного контингента.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с
трехлетнего, четырехлетнего, пятиле тнего ил и шестилетнего возраста . Она создавалась
для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при
общем нед оразвитии речи .
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, об еспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоционально -личностное и социально -коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индиви дуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной
деятельности; свободное время для игр и о тдыха детей выделено и в первой, и во второй
половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно -развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой х арактер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в
коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно -развивающее занятие
в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его
аналогом. Конс пекты игровых коррекционно -развивающих занятий учителя -логопеда и
воспитателя прив едены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
Целью данной Программы является по строение системы работы в группах
комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет,
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной
образовате льной организации и родителей дошкольников. Комплексность
педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического
развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития
физических, духовно -нравственных, инт еллектуальных и художественно -эстетических
качеств дошкольников.
Программа построена на принципе гуманно -личностного отношения к ребенку и
позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых
основ культуры личности детей, всесторон нее развитие интеллектуально -волевых
качеств, дает во зможность сформировать у детей все психические процессы.
Одной и з основных задач Программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элемен тами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью сист емы общего образования.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобраз овательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с общим недоразвитием речи , то есть одним из основных
принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает
Страница 10
10
общн ость развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием
речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития
детской речи в норме.
Кроме того, Прог рамма имеет в своей основе также следующие принц ипы:
• принци п индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интере сов каждого ребенка;
• принцип интегр ации усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
• принцип систематичност и и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала ;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях .
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,
поставленных Программой, обеспечивается благодаря компле ксному подходу и
интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей
воспитанников .
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам о бщего и
речевого развития детей , более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и
предусматривает совместную работу учителя -логопеда, педагога -психолога,
музыкального руководителя, инструктора по физическо му воспитанию, инструктора по
лечеб ной физкультур е, воспитателей и родителей дошкольников . В П рограмме
взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий
учителя -логопеда и воспитателей», «Интегрированные з анятия», «Взаимодействие с
семьями воспитанников», а также в сов местной ра боте всех участников
образовательного процесса во всех пяти образова тельных областях .
Работ ой по образовательной области « Речевое развитие» руководит учитель -
логопед, а другие специа листы подключаются к работе и планируют образовательную
деятельность в соответ ствии с рекомендациями учителя -логопеда .
В работе по образовательной области «Познавательное развитие » участвуют
воспита тели , педагог -психолог, учитель -логопед. При этом педагог -психолог руководит
ра ботой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению
сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию
эмоционально -волевой сферы, а воспитатели рабо тают над развитием любознательности
и познавательной мотивации, формир ованием познавательных действий , первичных
представлений о себе, других людях , о бъектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы , многообразии стран и народов мира. Учитель -логопед
подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы
и приемы работы с уче том индивидуальных особенностей и возможностей каждого
ребенка с ОНР и этапа коррекционной р аботы.
Основными специалистами в области «Социально -коммуникативное развитие »
выступа ют воспита тели и учитель -логопед при условии, что остальные специалисты и
родители дошкольников подключа ются к их работе. Решение задач этой области
осуществляется в ходе режимны х моментов, в игровой деятельности детей, во
взаимодействии с род ителями.
Страница 11
11
В образовательной области «Художественно -эстетическое развитие»
принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель -логопед ,
берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедич еской ритмикой .
Работу в образовательных области «Физическое развитие »» осуществляют
инструктор по физическому воспитанию и инструктор по лечебной физкультуре при
обязатель ном подключении всех ос тальных педагогов и родит елей дошкольников .
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей
между образовательными областями, инте грацией усилий специалистов и родителей
дошкольников.
В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление
работы является приори тетным, так как целью его является выравнивание речевого и
психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют
речевые навыки, сформированные учителем -логопедом. Кроме того, все специалисты и
родители дошкольников под руководст вом учителя -логопеда занимаются коррекционно -
развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним
процессов.
Воспитатели , музыкал ьный руководитель, инструктор по физическому
воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотрен ные Програм мой , занимаются
фи зическим, социально -коммуникативным, познавательным, речевым, художественно -
эстетическим развитием детей.
1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса.
Интегрированные коррекционно -развивающие занятия
Эффективно сть коррекционно -развивающей работы в группе компенсирующей
направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других
специалистов. И, прежде всего, учителя -логопеда и воспит ателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во
всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов
коррекционно -развивающей работы; оснащение развивающего предметного
пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной
образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя -логопеда
воспитателям 1 <