cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Возраст от четырех до пяти лет — период относительного зати-
шья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее,
покладистее. Все более сильной становится по требность в друзьях,
резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

 Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому,
он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в оп еке взрос-
лых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потреб-
ностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

 Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмо-
ций, он начинает понимать чувства други х людей, сопереживать. В этом возрасте
начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребен-
ком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

 Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фа-
зу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на
бумаге или в своей голове. В мечтах, разно образных фантазиях ребенок получает
возможность стать главным действующим лицом, добить ся недостающего ему
признания.

 Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя не-
достаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое
мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность
фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

 Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ро-
весникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более ши-
роким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появля-
ется разнообразное сюжетно -ролевое наполне ние (игры в больницу, в магазин, в
войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижа-
ются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все
большее место в жизни реб енка, все более выраженной становится потребность
в при знании и уважении со стороны ровесников.

 Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать
вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать раз-
личные воп росы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть
способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный
интерес лучше всего утоля ется в увлекательном разговоре или занимательной иг-
ре.

Страница 2


Вам как его родителям важно:

 Поня ть, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позво-
лено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много,
иначе их трудно выполнить.
 По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их
так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Про-
сто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
Если вы что -то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать
его справедливую злость или обиду по этому поводу.
 Го ворить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в
другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, что-
бы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в со-
гласии с теми этическими принципами , которые вы транслируете ребенку.
 Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за не-
значительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины,
страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность,
пропадать инициатива.
 Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные
страш ные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для
некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражите-
лем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему про-
живать их вместе с вами.
 Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и
самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможно-
сти никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому
ребенку оценить свое творчество.
 Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осо-
знавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышле-
ние, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но
и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки,
брусочки и т.д.
 Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно за ниматься
тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о
необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
 Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, пре-
вращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие
его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые
его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных
рассуждений и выводов.