Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Это возраст активного развития физических и познавательных способно стей
ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания
окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ре бенок:
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает мно-
го вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его во-
ображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только
развиваться, но и адаптироваться к миру, к оторый для него пока сложен и
малообъясним.
Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, по-
скольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него нега-
тивное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может прово цировать
взрослог о на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и
возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставлен ных
другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила вза-
имодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно -ролевых
игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления
своим поведением, проявляющийся затем и в других видах д еятельности. В
этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его то-
варищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каж-
дый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать
сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему не-
интересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит
играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжитель ность
игр может быть уже достаточно существенной.
Может начать осознавать половые различия . По этому поводу может зада-
вать много «неудобных» для родителей вопросов.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться
страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Страница 2
Вам как его родителям важ но: С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его
маги ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и
просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, поз-
воляя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не экс-
плуатируя их.
Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного
творчества.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там,
где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружаю -
щих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, ко-
торую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая
своему малышу только в сл учае его эмоциональных затруднений, обсуждая
сло жившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода
из нее.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей,
вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать кон троль и опеку, позво ляя ребенку ставить перед
собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться само -
стоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, сов-
местно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да и всег да) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязан -
ность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше
раз виваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязан-
ным выполнять ваши требов ания, вы развиваете его «инфантильно -
детскую» составляющую.