Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отноше-
ний, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его
жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоя-
нии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, ко-
торые будут предъявлены ему в школе.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной сред е. Он стано-
вится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объ-
ективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотруд-
ничать.
Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непо-
средственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раска-
чиваются деревья. В 7 л е т ребенок уже может учиты вать другие точки
зрения и понимает относительность оценок. Послед нее выражается, например, в
том, что ребенок, считающий все большие вещи тя желыми, а маленькие легкими,
приобретает новое представле ние: маленький камешек, легкий для ребенка, ока-
зывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но
и на той, которая дается с н екоторым волевым усилием. К его игровым интересам,
в которые входят уже игры по правилам, добав ляется познавательный интерес. Но
произвольность все еще продол жает формироваться, и поэтому ребенку
не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным д елом. Он еще легко
отвлекается от своих намерений, переключаясь на что -то неожиданное, новое,
привлекатель ное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена соци альной ро-
ли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологиче-
ская готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной го-
товностью, но и интеллектуальной зрело стью, а также сформированной произ-
вольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35 — 40 минут, выполняя
какую -либо череду за дач. Чаще всего такая готовность формируется именно
к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно соста-
вить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, кото-
рые слышит в свой адрес.
Страница 2
Вам как его род ителям важно: Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной
обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу лично-
сти школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и
специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой инте-
рес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу,
ему трудно усидеть на месте, выполняя какое -то несложное задан ие. Можно орга-
низовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь че-
рез систему разнообразных групп по подготовке к школе.
Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на
отдых, игры, прогулки. Понимать, что познава тельная мотивация именно в
этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, при-
нуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекатель-
ный познавательный процесс.
Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную
возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому
важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятель-
ности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя
ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы
ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.
Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о
себе , влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответ-
ствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажет-
ся неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут
сформировать у него представление о с ебе как человеке недостойном, плохом, не-
способном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегай-
те заключений о личности ребенка в целом , оценивайте лишь его действие
или поступок.
Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость
от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение
самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в
противовес мотивации избегания.
Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи и ли неудачи ре-
бенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное
обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией,
но не является однозначным показателем его личностной реализованности.